Никон (1605-1681)

Патриарх Московский и Всея Руси с 1652

          На патриарший престол вступил впервые в истории русской церкви крестьянский сын. Такое чудо случилось как будто по воле провидения. Это был настоящий богатырь - высокий, сильный, носивший и одежды богатырские: его украшенный драгоценностями саккос (архиерейское облачение) весил более двух пудов, омофор (часть облачения) - полтора пуда. Возрождая византийское великолепие священнодействия в Успенском соборе, патриарх в пышных тяжелых облачениях служил Божественную литургию и совершал длительные крестные ходы.
          Никон не только верховный пастырь, одновременно он самый близкий "собинный" советник царя Алексея Михайловича, его духовный отец и наставник. От царя он получает титул "великаго государя", который носил патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Печатный двор, находившийся в ведомстве Большого Дворца, в 1653 г. передается патриарху, действовавшему в своих публичных начинаниях с помощью печатного слова. В изданном в 1655 г. Служебнике царь патриарх называются премудрой девицей. Никон принимал активное участие и в государственных делах. В отсутствие царя, занятого военными действиями (1654-1655, 1656) против речи Посполитой и Швеции, он управлял страной, руководил Боярской думой и приказами. Все эти знаки доверия к нему царя в духе того времени.
          Главное поприще кипучей деятельности патриарха - русская церковь. О наличии плана или программы церковных реформ свидетельствуют сочинения самого Никона и ученых монахов из его ближайшего окружения, Первое место среди них принадлежало богослову и философу иеромонаху Епифанию Славинецкому. В разработке курса реформ принимали участие и некоторые другие участники кружка ревнителей благочестия: его руководитель царский духовник благовещенский протопоп Стефан Внифантьев (см. ниже), ближний постельничий Ф.М. Ртищев; царь Алексей был посвященным. Главным гарантом осуществления реформ Никон избрал личность царя, по его древнерусским представлениям, носителя божественной всепобеждающей власти: "...яко дана есть от Господа держава вам (царям. - Авт.) и сила от Вышняго". И все его планы, построенные на любви и доверии к нему Алексея Михайловича, рухнули в одночасье, когда этого всего он лишился. Возмужавший в походах с воинством, царь не нуждался в соправителе. По своему воспитанию и родовым связям царь принадлежал к правящей боярской партии, укрепившейся благодаря Соборному уложению, Против которого действовал патриарх. Через шесть лет управления церковью в обстановке недовольства народа крепостническими порядками и религиозного движения против его обрядово-книжных "новшеств" Никон покидает патриаршество, оставляя незавершенным дело своей жизни - церковную реформу.
          А все эти бурные события берут начало в 1605 г., в тяжелое Смутное время, когда в нижегородском селе Вельдеманове (Вельманове) Княгининского уезда у православного мордовского крестьянина и его жены "русалки" (русской) родился крепыш, названный при крещении Никитой. Лишившись матери, терпел в детстве лютые невзгоды от злой мачехи. Однажды убежал в Макарьев Желтоводский монастырь, где обучился грамоте. Живя в послушничестве в той же обители, увлекся книгами, овладел книгописным художеством, а также мастерством каменщика и плотничьим делом. Всю жизнь Никон любил строить: его талант зодчего воплотился в культовых и гражданских сооружениях - это прежде всего Патриарший дворец в Кремле с великолепной Крестовой палатой. Самое любимое его творение - ансамбль Воскресенского Новоиерусалимского монастыря на живописной реке Истре под Москвой.
          По просьбе отца Никита вернулся в родное село, женился и на 20-м году стал священником. Столичные купцы проездом обратили внимание на молодого попа и пригласили его в Москву, здесь он служил приходским священником. Смерть троих малолетних детей изменила всю его жизнь. Супруги по согласию расстались: жена впоследствии постриглась в московском Алексеевской монастыре на Пречистенке, а Никита ушел на Соловецкие острова в Анзерский скит к суровому отшельнику Елеазару, который постриг его и дал монашеское имя Никон.
          В 1639 г. он покинул Анзерский остров, а затем, добравшись пешком по берегу Онеги до Кожеозерского Богоявленского монастыря в Каргопольском уезде, поселился в лесном скиту. Через три года братия избрала его игуменом. В 1646 г. он приехал в Москву по монастырским делам (чтобы получить льготы для своей обители). Как требовал обычай, был представлен 17-летнему Алексею Михаиловичу. Сразу же после беседы царь предложил ему остаться в столице. Никон вскоре посвящается в архимандриты Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Царь привязался к волевому архимандриту, обновившему архитектурный комплекс, составившему монастырский устав и обиходник (распорядок церковных служб, праздничных и поминальных трапез по христианскому календарю). Каждую пятницу Никон приезжал во дворец к заутрене, а после нее беседовал с царем, которому передавал челобитья от простых людей
          Становлению его как церковного реформатора помогло сближение с упомянутым уже придворным просветительским кружком ревнителей благочестия (или боголюбцев). Вначале Никон разделял воззрения его участника, своего земляка протопопа Иоанна Неронова, служившего на Красной площади в Казанском соборе, сооруженном в память избавления Отечества от иностранных интервентов. Неронов придерживался традиционного взгляда на греков, якобы утративших с середины XV в. после Флорентийской унии и под властью турок-османов истинное благочестие; он недоверчиво относился к киевской учености, связанной с латинством. С 1648 г. Никону ближе становится благовещенский настоятель Стефан Внифантьев, грекофил и приверженец образованности православных киевлян, белорусов и поляков.
          Идейная позиция Никона изменилась, он становится убежденным грекофилом и первые шаги своей реформаторской деятельности совершает под знаменем единения с греческой церковью и со всеми православными народами. Осваивая творения святых отцов греко-восточной церкви под руководством Стефана Внифантьева, пришел и к пониманию необходимости изучения древнеклассического античного наследия и приобщения к достижениям западноевропейской культуры. У Епифания Славинецкого, прибывшего в Москву летом 1649 г., брал уроки богословия, философии, истории права и эллино-греческого языка. Никон собрал в Патриаршем дворце, а также в Воскресенском Новоиерусалимском монастыре много книг церковного и светского содержания оборудовал типографию в своем Иверском Богородичном монастыре на острове Валдайского озера. Под его наблюдением была составлена в 1653 г. опись рукописных собраний в больших монастырях для печатного дела и развития школьного учения.
          11 марта 1649 г. по протекции царя Никон поставлен в митрополиты Новгородские и Велиолуцкие. Новгородская епархия получает большие привилегии от царя; право судить церковных людей митрополичьим судом, минуя Монастырский приказ, основанный по Соборному Уложению. Ему даны также особые полномочия наблюдать за светским судопроизводством в Новгороде Великом. Чтобы выявлять неправды приказных дьяков и воеводских людей, он сам ходил по тюрьмам, расспрашивая осужденных. Как и московские боголюбцы, Никон устраивал богадельни. Особая палата при нем занималась погребением бездомных нищих по православному обряду. Новгородский митрополит регулярно переписывался с Алексеем Михайловичем, часто посещал столицу и царский дворец.
          В июле 1652 г. 47-летний митрополит Новгородский Никон избран церковным собором по желанию царя патриархом. 22 июля в кафедральном Успенском соборе все духовенство, бояре, дьяки и сам "царь приклонися к земли и припадаше со всем народом со слезами" просили Никона не отрекаться. 25 июля 1652 г. состоялась торжественная церемония посвящения его "по чину".
          Первые церковные преобразования произошли примерно через полгода после вступления Никона на патриаршество, в великий пост 1653 г. Они затронули церковно-обрядовую практику и отчасти правку богослужебных книг. Наиболее существенные новшества заключались в замене двоеперстия троеперстием для крестного Знамения; употреблении четырехконечного креста вместо восьмиконечного; принятии хождения против солнца вместо хождения по солнцу ("по солонь") при крещении, венчании; сокращении числа просфор с 7 до 5 для проскомидии в начале литургии. Из книжных исправлений - поправка в написании имени Христа: Иисус вместо распространенного и привычного Исус; в Символе веры, каждый член которого считался неприкосновенным, также произведена поправка: до Никона - "Господа ис-тиннаго и животворящаго", "его же Царствию несть конца", при нем - "Господа животворящаго", "его же Царствию не будет конца"; в пении псалма вместо дважды повторяемого славословия "аллилуиа" введено троекратное его повторение и т.д.
          Никон настаивал на послушании и в первую очередь ждал понимания от ревнителей благочестия, но его поддерживал только Стефан Внифантьев (в монашестве - старец Савватий), скончавшийся в ноябре 1656 г. Провинциальные боголюбцы сплотились вокруг Неронова и открыто выразили патриарху свое неповиновение. Параллельно с объявленными обрядовыми поправками патриарх выступил на церковном соборе против Соборного Уложения (см. с. 34), назвав главный правовой кодекс в государстве беззаконной книгой, составленной наспех боярской партией из-за боязни народных выступлений. Его сочинение с критикой Уложения показывает широту кругозора, раскрывает познания Никона в области богословия, канонического и государственного права.
          Принято считать, что своей деятельностью Никон стремился лично возвыситься и поставить власть патриарха выше царской. В действительности главную роль в государстве, самой жизни и земных делах он отводил монарху. Но рядом с царем, по его представлению, должен быть первосвятитель как выразитель духовного начала и заступник за всех православных. Чтобы поднять авторитет духовенства, необходимы законоположения (их не было в Соборном Уложении 1649 г.), ставящие духовный заслон беспределу светской власти в лице бояр, дьяков, воевод и других начальников.
          Наиболее опасным противником патриарха стал Иоанн Неронов, в монашестве - старец Григорий. Незаурядный проповедник и полемист мыслил по средневековому, представляя царю и боярам Никона в качестве нарушителя тишины и спокойствия в государстве, ниспровергателя правового, политического и церковного порядка; первым высказал мысль о том, что патриарх унизил достоинство царя. "Смутил всею Рускою Землею и твою царскую честь попрал и уже твоей власти не слышать, от него врага всем страх", - говорил Неронов смущенному Алексею Михаиловичу в придворной церкви 13 января 1657 г. Вскоре царь запретил патриарху называться великим государем, затем перестал посещать его богослужения. Вокруг святителя сложилась враждебная политическая и психологическая атмосфера.
          10 июля 1658 г. после литургии в Успенском соборе Никон обратился к присутствовавшим: "От сего времени я вам больше не патриарх". Сняв дорогие облачения, одел монашескую грубую одежду и пешком пошел на свое подворье у Ильинских ворот и вскоре уехал в Воскресенский монастырь. Вряд ли это была демонстрация (как принято считать), чтобы вернуть утраченное расположение царя; на его просьбу, переданную с боярином князем А.Н. Трубецким, Никон ответил: "Уже-де я слова своего не переменю, да и давно де у меня о том обещанье, что патриархом мне не быть".
          Впоследствии оставленный всеми святитель менял решения. 18 декабря 1664 г. предпринял даже попытку вернуться на патриаршество: неожиданно появился во время богослужения в Успенском соборе и занял патриаршее место. Духовенство во главе с митрополитом Ростовским Ионою приняли от него благословение. По приказу царя и бояр Никон был спешно отправлен в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковный собор 1660 г. не лишил его архиерейства, хотя все российские иерархи оказались на стороне царя и бояр. Ученый богослов Епифаний Славинецкий, с мнением которого власти считались, объявил низложение патриарха составом местных епископов незаконным с канонической точки зрения. Соборное осуждение Никона затянулось.
          Летом 1666 г. в Москву прибыли восточные патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский. Главным обвинителем выступил на церковном соборе сам царь Алексей Михайлович. 12 декабря 1666 г. в Успенском соборе Никону прочитали соборное постановление и совершили над ним обряд лишения архиерейства и священства: сняли клобук, панагию и епитрахиль. Простым монахом он был сослан в Ферапонтов монастырь. И этот же собор одобрил никоновскую реформу, объявив введенные обряды, чины и книжные стилистические исправления законными.
          Последний период жизни с 1667-го по 1681 г. Никон провел в Ферапонтовом монастыре, сначала под усиленной охраной стрельцов и приставов. О его довольствии по указу царя заботились монастырские власти. С 1672 г. ему разрешили выходить на прогулки, принимать посетителей, раздавать милостыню, заниматься лечением окрестных крестьян по медицинской книге, переведенной для него в 1657 г. в Москве Епифанием Славинецким.
          Царя Алексея Михаиловича до конца жизни мучили угрызения совести: перед смертью просил у Никона прощения и высказал желание перевести его в Новоиерусалимский монастырь и даже возвратить ему патриарший сан, но запротестовал патриарх Иоаким. Царь Федор Алексеевич и почитательница осужденного царевна Татьяна Михайловна обратились к восточным патриархам с просьбой о прощении Никона. В Кирилле-Белозерском монастыре, куда перевели ссыльного по указу патриарха Иоакима, он тяжело заболел. Тогда царь приказал везти больного в его подмосковный Воскресенский монастырь. Никон скончался под Ярославлем, у стен Толгского Богородичного монастыря. Его тело привезли в любимый им Новый Иерусалим, отпевали в присутствии царя по полному архиерейскому чину. В следующем (1682) году от восточных патриархов пришли разрешительные грамоты, повелевавшие поминать Никона в церкви в сане патриарха.

  • Прочесть к игре!
    (список литературы)
  • Персоналии
  • Боярыня Морозова
  • Василий Васильевич Голицын
  • Матвеев
  • Патриарх Никон
  • Спафарий Милеску
  • Украинцев
  • Роды
  • Милославские
  • Нарышкины
  • Исторические документы
  • Житие протопопа Аввакума
  • Соборное Уложение
  • Сочинение Григория Котошихина
  • Справочный материал
  • Правила
  • Этикет
  • "Живой" список персонажей
  • Дворцовые и служебные чины
  • Одежда
  • Положение женщины в допетровскую эпоху
  • Галерея иллюстраций
  • На главную игры "Царь Тишайший"
  • На сайт Элины и Милены-Софии
  • Отправить письмо

  • Hosted by uCoz