Артамон Сергеевич Матвеев          "Приезжай поскорее, мои дети осиротели без тебя, мне не с кем посоветоваться", - писал царь Алексей Михайлович Артамону Матвееву. Трудно сказать, когда и как произошло сближение "худородного" (сына дьяка) Артамона Матвеева с царем, но, видимо, не случайно. Матвеев выделялся из своей среды, во многом опередив свою эпоху, оказал существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику России, способствовал сближению России с Европой. Он был из тех "новых людей", которые подготовили преобразования Петра I. Россия обязана ему приращением своей земли и безопасностью границ, Украина - помощью в период национального становления, Москва - красивейшими зданиями, наконец, царь Алексей Михайлович - женой (см. с. 30), матерью Петра Великого. Дом, устроенный на европейский манер          Одним из первых выстроил себе "изящный дворец" ближний боярин царя Артамон Сергеевич Матвеев. Он стал в это время первой персоной в Московии после государя и носил титул "Царственной большой печати и государственных великих посольских дел сберегатель". Смел по тем временам был этот Матвеев. И как ни странно может показаться, смелость его прежде всего сказывалась не на поле брани, а дома, в быту, в котором он нарушал незыблемые устои предков своих. "Сберегатель посольских дел" женат был на шотландке (крещеной, конечно) и первый на Руси завел в своем доме нечто вроде "журфиксов" (светских посиделок). Убрав внутри жилище свое на европейский лад, и обычаи перенял европейские. Среди многих русских бояр в это время "пьянство почиталось самым сильным выражением радости; на праздниках, чем торжественнее был день, тем больше бывала неумеренность". К Матвееву же собирались знакомые, чтобы поговорить, поделиться новостями и мыслями. При этих собраниях всегда присутствовала его жена Евдокия Григорьевна (урожденная Гамильтон). Она подносила первую чарку гостю, как это делали все боярыни, после чего не скрывалась в своей светелке, а сиживала меж мужчин и вела беседу наравне с ними.          Дом боярина Матвеева известен был всей Москве. Он стоял между Мясницкой и Покровкой в приходе церкви Николы в Столпах и был одним из первых каменных домов в столице. Тогда кирпич был еще "труден для производства", и когда царский любимец решил перестроить и расширить свой старый дом, то в знак уважения (как гласит предание) "стрельцы и граждане послали к нему выборных с просьбою принять от них в дар камни с могил отцов и дедов". Камни эти и послужили фундаментом сему дому, в котором впервые в Москве после долгого перерыва зазвучала музыка.           Артамон Сергеевич первым отважился внести в свой дом "органы, фиоли, скрипицы" и тешил ими не только себя и домочадцев своих, но и самого государя, "который редко посещал подданных своих", но для Матвеева делал исключение и приходил к нему, "тайно покидая дворец". Книга об избрании на царство          "Книга об избрании на превысочайший престол великого Российского царствия великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея великий России самодержца" - бесценный памятник рукописного книжного искусства и миниатюры второй половины XII в. - хранится в фондах музеев Московского Кремля. Из архивных источников доподлинно известно, кто, где, когда и какой труд вложил в эту книгу. Пожалуй, ни одна древнерусская книга не имеет столь полной историографии. Как точно датированный памятник, она является одним из ценнейших документальных источников XVII в. - времени пробуждения национального самосознания русского народа.          В "Избрании на царство..." или "Избрании..."(будем так называть книгу для краткости) мы находим информацию о русских государственных деятелях, о нравах и обычаях, дворцовых церемониях и быте, одеждах, архитектуре XVII столетия. Все эти сведения содержатся не столько в тексте, сколько в прекрасно выполненных красочных миниатюрах.           После появления на Руси книгопечатания рукописным способом создавались обычно лишь книги особого назначения. Таковой является и "Избрание на царство...", исполненное по специальному заказу царя Алексея Михайловича с особой роскошью и тщанием. Книга, видимо, готовилась к 60-летию с момента венчания на царство первого государя из дома Романовых, отца Алексея Михайловича.           "Строилась" книга в Посольском приказе при участии мастеров Оружейной палаты, которую возглавлял в то время (период ее расцвета) боярин и оружничий Богдан Матвеевич Хитрово. Во главе Посольского приказа стоял другой образованнейший человек своей эпохи боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Он был редактором и издателем "Избрания..." в нашем современном понимании. Текст составил на основе официальных актов писатель и переводчик Николай Спафарий, а помогал ему подьячий Петр Долгово.           Когда текст был одобрен, приступили к Изданию самой книги. Шестого июля 1672 г. Иван Верещагин, впоследствии подьячий Посольского приказа, сел за переписку текста. Положил перед собой большие листы александрийской бумаги отличного качества, с водяным знаком большой лилии, размером 420х315 мм и начал писать аккуратным мелким полууставом - писарским почерком XVII в., отличавшимся строгой простотой "шрифта", отсутствием манерности, характерной для предшествовавших столетий. Через несколько недель, 17 августа того же года, он окончил переписку, уложив текст на 57 листах.           Спустя некоторое время призвали для работы художников: из Пушкарского приказа - иконописца Ивана Максимова, ученика знаменитого Симона Ушакова, из Оружейной палаты -- иконописца Сергея Рожкова да в помощь им обоим - Анания Евдокимова и Федора Юрьева. У каждого из них были свои обязанности: Максимов "работал" лица на миниатюрах, Рожков писал "доличное", то есть фигуры, одежды, Евдокимов и Юрьев трудились над "травами". Художники приступили к делу 10 ноября 1672 г. и закончили 30 марта 1673 г. Они создали 21 миниатюру. Все композиции были сложны и тщательно продуманы. Миниатюристы тяготели к многофигурным, широко развернутым сценам. Обычно пространство располагалось как бы снизу вверх. В большинстве случаев миниатюры строились по принципу выделения главного смыслового центра, вокруг которого группировалось все остальное. Большую роль в композиции играла цветовая гамма, подобранная с большим вкусом. Во всем ощутимо стремление живописцев к реалистическому отображению виденного и четкой проработке деталей.           После миниатюристов были приглашены особые мастера, расписывавшие книгу золотом и серебром, - Григорий Благушин "со товарищи". Судя по полученному ими жалованью и наградам, труд их ценился особенно высоко. Золотописцы завершили работу в апреле 1673 г. Из сметы, предоставленной мастерами, известно, что на изготовление книги пошло только "золота красного - 1000 листов, серебра - 500 листов", 13 видов разной краски, два кувшина чернил, 500 яиц, 60 кистей... И вот наконец книгу сдали в переплет. Его тоже сделали роскошным. На малиновый бархат по углам и в середине" наложили серебряные с позолотой украшения, обрез позолотили, сбоку прикрепили две серебряные золоченые с гравировкой застежки.           Титульный лист "Избрания..." красочен и изыскан. Название, выведенное золотыми буквами, заключено в круг, обрамленный красиво скомпонованными крупными цветами на золотом фоне Миниатюры размещены между листами текста соответственно содержанию и переложены прокладками из шелковой тафты малинового цвета, сходного с цветом переплета. Вероятно, впервые в русской рукописной книге здесь сделаны "выкидки" - отворачивающиеся листы применяемые в тех случаях, когда иллюстрация (в задуманном масштабе) не умещается на развороте. Выкидными сделаны и подписи к миниатюрам, заключенные в изысканные орнаментальные рамки.           Миниатюры "Избрания..." - подлинный праздник красок. Чистота цвета, его разнообразие, добавление золота к звонким локальным тонам создают ощущение нарядности, жизнеутверждения, столь характерных для всего русского искусства второй половины XVII в. Эта праздничность, полихромность вызваны в первую очередь национальным сплочением, проявлением интереса ко всему исконно русскому, возникшим в связи с утверждением абсолютизма и упорядочением жизни после тяжелого для России периода Смутного времени начала XVII в. С другой стороны, введению подобной яркой, красочной гаммы способствовал новый утверждающися в русском искусстве стиль московского барокко.           Миниатюры "Избрания..." привлекают не только высокохудожественной, но и познавательной стороной. Как проходило заседание "священного собора, державствующпх бояр и воевод", как протекала церемония венчания на царство, куда скликали народ, желая обратиться к нему, как выглядело русское войско, как одевались боярыни, как проходили коронационные обеды в Грановитой палате, каков был архитектурный облик Московского Кремля и Красной площади, Костромы и Ипатьевского монастыря, откуда был призван на царство Михаил Романов, -- все это и многое другое подробно показывают книжные миниатюры, необычайно ценные точно переданными бытовыми подробностями. |
|