Одежда
          Чин чином. С христианством пришло на Русь понятие "чин", по предписаниям которого и стала строиться жизнь человека. Чин, которому присваивалось божественное происхождение, устанавливал порядок и соподчинение всех вещей в мире. Он являлся одновременно и образцом-моделью того или иного действия (как это должно быть) и воплощением этого образа в реальной жизни. Любое событие - от придворной церемонии до отхода ко сну простого крестьянина - должно было иметь свой чин. Понимание красоты и гармонии русским человеком было связано с чином. Прекрасное неотделимо от благого (добра). Благое - прекрасное - исходит от Бога. Существовала поговорка "все бо чин свой имети есть лепо" (все, что имеет свой чин, красиво).
          По чину полагалось двигаться неспешно, говорить негромко, смотреть прямо, держаться спокойно, с достоинством, не размахивать руками, не кривляться и не гримасничать. Смех, вообще-то греховный и пагубный, дозволялся только в компании с высшими и равными, да и то тихий. Смеяться во весь рот, а особенно со слугами и детьми, означало полную потерю достоинства.           Чинная одежда - длинная, просторная, скрывающая очертания фигуры. На общий образ величавости и степенности работали и делали. У мужчин - окладистая борода и обязательно посох в руках, у женщин - густо накрашенное лицо (грим скрывал мимику, придавая лицу чинную неподвижность).           Покрои, фасоны и типы одежды были одинаковыми для всех сословий. Разница состояла только в богатстве и стоимости материала. Знать шила из дорогих заморских тканей, а бедные - из домотканого холста. Верхняя одеж-да почти не различалась у мужчин и у женщин. И мужской и женский костюм был многослойным. При этом хотя бы одно платье (пусть только нижнее) должно быть подпоясанным. Считалось, что отсутствие пояса - признак недоброго, связанного с бесовщиной человека (отсюда слово "распоясаться" в значении "вести себя неприлично").           Нижним бельем служила сорочка-рубашка. У ворота и на запястьях она украшалась вышивкой, богатые люди вместо пуговиц использовали жемчужины. Обыкновенно поверх нижнего белья (опоясанной рубашки) надевался длинный суконный или тонкий шелковый кафтан, разрезанный спереди. Он опоясывался (иностранцы отмечали, что русские люди в XVII веке опоясывались не по животу, а по бедрам, чтобы живот больше выдавался). Кафтаны шили разной длины. Коротким считался кафтан, доходящий до колен. Но в зависимости от покроя он мог доходить и до щиколоток. Кафтан застегивался спереди на множество мелких медных, серебряных дутых шариков, в редких случаях - жемчужин. Кафтаны носили и татары, но, в отличие от русских, татары делали застежку на левой стороне, все же православные люди застегивались по правой.           Рукава кафтана делались несколько длиннее руки и суживались книзу. Рукав собирался мелкими складками у кисти. Прорезных и откидных рукавов у кафтанов никогда не делали. Кафтаны были излюбленным мужским платьем вплоть до XVIII века.           Поверх кафтана при приеме гостей надевалась ферязь - широкий длинный кафтан с откидными рукавами, доходящими до лодыжек. Был вариант ферязи без рукавов. В таком случае она напоминала длинную, до лодыжек, безрукавку. Чаще всего ферезея делалась без какого-либо стоячего воротника, зато она отделывалась всеми известными в то время способами: драгоценными камнями, вышивкой, дорогим мехом. Носили ее внакидку, застегивая у шеи и НИКОГДА НЕ ПОДПОЯСЫВАЛИ.           При выходе из дому на ферязь надевалось верхнее платье - опашень или однорядка. Эта одежда делалсь с откидными воротником и прорезными длинными рукавами, она была немного длиннее ферязи. Рукава были очень узкие, поэтому для удобства в них делались прорези, куда просовывались ру-ки. Руки продевались сквозь прорезь до локтя, либо длинные узкие рукава так и свисал до земли, не показывая руки. В такие рукава нередко зашивали камень или любой тяжелый предмет, который использовали как оружие. Однорядки делались в большинстве случаев из сине-фиолетового, коричневого и темно-зеленого сукна, атласа, дамаста и золотой парчи. В отличие от ферезеи, охабень (опашень, однорядка) отличался большим широким воротником, который делался таким широким, что прикрывал часть спины до лопаток и полностью закрывал плечи. Этот воротник являлся своеобразной "новинкой" XVII века и был в моде.           Зимним же верхним платьем была шуба. На Руси всегда любили мех. Наиболее высоко ценились темные меха: соболь, бобр, черная лиса. Самыми дорогими были седые соболя. Светлые, рыжеватые и пестрые меха считались бабьими, а заячий носили в основном молодые девушки. Шуба считалась са-мой почетной одеждой. И мужчинам и женщинам полагалось иметь несколько шуб. Пожалованная царем кому-либо шуба со своего плеча была редким и важным знаком отличия. К шубам относились очень трепетно. Шились они мехом внутрь, а сверху покрывались богатейшей атласной или шелковой тканью с золотым рисунком. Как и охабень, шуба имела очень большой воротник, доходящий до середины спины. Шуба была парадной одеждой бояр, одеваемой во время торжественных случаев и важных церемоний.           Головные уборы. К мужским головным убором относилась тафья (скуфья, часто ее делали с меховой опушкой). Она напоминала восточную тюбетейку. Эту шапочку носили под большой "горлатной боярской шапкой". Эта шапка надевалась боярами, как и шуба, исключительно только при торжественной обстановке или при персоне царя. Шилась она мехом наружу и имела в высоту около 40 сантиметров или больше.           Шапка "мурмолка" с узорчатыми поднятыми кверху, разрезными спереди и украшенными камнями полями, была в употреблении в основном у молодых людей. (Сказочных русских царевичей изображают на картинах именно в мурмолках.)           Шапка-колпак, подбитая мехом, иногда разрезная спереди, была в моде и в XVI, и в XVII веке. Все шапки, кроме горлатных, очень часто снабжались металлическими украшениями в виде перьев.           Обувь. На ногах мужчины носили сапоги до колена, притом сапоги украшались вышивками, но часто узор выкладывался жемчугом. Мода на очень высокий каблук была как у мужчин, так и у женщин (высокий рост ценился).           Мужские штаны были очень широки в талии, держались они на ленте, которая и регулировала ширину. Штаны обязательно заправлялись в сапоги. Навыпуск их носили очень редко.           О бороде. Несколько слов о бороде, хотя она и не относится напрямую к одежде. В моделируемое время прическа, усы и борода у мужчин имели большое значение. Только взглянув на бороду человека, можно было определить, сколько примерно ему лет, женат ли он, в милости ли у царя. К бороде относились особенно трепетно, ведь она отличала русских и от кочевников, и от бритолицых "латинян". С течением времени борода стала считаться одним из основных символов истинно православного человека. Раз Адам сотворен по образу и подобию Божьему и у него растет борода, то так и у Бога. Покушаться на бороду - все равно, что отвергать образ Бога в себе. Существовала поговорка: "без бороды в рай не пустят".           Брились только юноши и очень молодые мужчины. После 25-ти лет бритье прекращалось, и борода отрастала до естественных размеров. Ее не стригли, но всячески за ней ухаживали - расчесывали, оглаживали руками и смазывали для блеска и гладкости маслом, душили.           Молодых людей, стремящихся бороду не отращивать, а лишь отпускать усы в знак зрелости, церковь очень осуждала. "Человеке, созданные по образу Божию, изменили доброте здания сего и вид свой мужской обругали, уподобясь бессловесным неким скотам или псам и подобным им, ибо и те усы имеют, бород же не имеют". Что же касается волос, то их стригли. Длинные волосы могли носить священники и люди всякого церковного чина. Среди бояр даже было принято брить голову, это считалось красивым. Человек недуховного звания отращивал длинные волосы лишь тогда, когда попадал в царскую немилость. В таком случае он не причесывался, волосы лохматил и завешивал ими лицо. Но даже и в таких случаях волосы не отращивали ниже плеч. За такое безобразие могли и в церковь не пустить!           Поэтому, уважаемые игроки, мастера убедительно просят по возможности, отпустить бороду или хотя бы усы. Волосы, конечно, стричь мы не предлагаем, но убрать их под соответствующий головной убор мы вам рекомендуем, так как иначе на игровой почве у вас могут возникнуть лишние неприятности.           овит на улице без шапки - большая редкость. Московит на улице без шапки и с длинными волосами - дикость и посмешище, или приго-воренный к смерти, идущий на казнь.           Женская одежда. Как и у мужчин, женским исподним бельем служила рубаха-сорочка. Только делалась она длиннее - до щиколоток. У ворота она застегивалась круглой серебряной запонкой. Рукава рубахи были иногда длинные и узкие, иногда - короткие и широкие, их собирали в красивые складки у локтя или у запястья. Рубаха отделывалась вышивкой у ворота, на рукавах ниже плеч, на концах рукавов и по подолу.           Поверх рубахи надевали сарафан. Ширина лямок могла быть различной. Некоторые сарафаны делались разрезными спереди и застегивались серебряными, медными, украшенными самоцветными камнями пуговицами сверху донизу. Сзади к таким сарафанам пришивались длинные узкие фаль-шивые рукава. Сарафаны делались из шелка, тафты и ярких тканей, преимущественно с растительным орнаментом. В холодное время поверх сарафана надевали душегрею на лямках. Этот вид одежды спускался немного ниже талии. Душегрею делали либо в большую складку, укладывая ткань красивыми волнами, либо абсолютно гладкой, так что она стояла колоколом.           Более красивой и дорогой одеждой, чем душегрея, надеваемой на сарафан, считался летник. Это одежда напоминала сарафан, но шилась полностью "вглухую". Начиналась она от горла, рукава делались широкими и доходили до локтя, но могли быть и длиннее (в редких случаях до земли). Спереди летник делался без разреза и, соответственно, без застежки. Длина летника могла быть различной, но его делали всегда короче сарафана. Шили его из самых богатых тканей, а на плечах и рукавах и по подолу широкой полосой (10-15 см.) отделывали золотой парчой и жемчугом.           Поверх сарафана и летника накидывали ферезею, но в отличие от мужчин, застегивали ее на все пуговицы.           Уличной одеждой считался опашень (однорядка). Обычно женщины носили опашень красного цвета, рукава свешивали до земли. Застегивались "от и до" - от горла и до самого низа - на золоченые или серебряные пуговицы. Их делали круглой формы. Внешне они напоминали большие грецкие орехи.           Отличительной чертой русских женских нарядов XVII века были длинные рукава, соединенные с подолом платья.           В одежде карманов не было. Мелкие вещи клали в небольшие мешочки, которые привешивались у мужчин к поясу кафтана, у женщин - к лямкам сарафана.           Головные уборы. Женские головные уборы отличались большим разнообразием. Они указывали семейное положение. Девушки традиционно открывали волосы. Можно было распустить их по плечам, но чаще заплетали косу. Девушки носили венцы и повязки. Налобная часть повязки делалась из жесткого материала, шириной около 10 см. обтягивалась парчой или шелком и украшалась жемчугом, бисером, шнуром, камнями. Часто по краю и вискам повязки делали бисерную пронизку. У висков из бисера делали красивые кисти, спускавшиеся на плечи. Повязку надевали на лоб, а концы ленты завязывали сзади, под косой.           Для замужней женщины появление на людях простоволосой считалось большим стыдом. Девушка считалась замужней, например, еще до венчания - уже с того момента, как ей расплели косу, разделили на две (по-женски) и надели "бабий головной убор".           "Бабий головной убор" москвички состоял из повязки на лоб, обычно красного цвета, или кокошника квадратной формы с бисерной пронизкой по краю. Поверх кокошника или повязки надевался большой белый платок из тонкого полотна или батиста. Это покрывало завязывалось у подбородка, края его украшались кистями. Богатые женщины вышивали свои платки жемчугом. Сверх всего этого надевали шапку из золотой парчи (земская шапка) с меховой опушкой по краю. Эти шапки украшались шнурами, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.           Украшения. Из обязательных женских украшений можно отметить длинные висячие серьги (до 7-ми см длиной). Их делали очень яркими и приметными. На шею надевали ожерелье - под этим термином понимается накладной воротник на жесткой основе, шириной от 10 до 20 см., обтянутый тканью и украшенный драгоценными камнями и мехом.           Обувь. На ногах носили обувь, напоминавшую наши туфли, но на очень большом каблуке (до 12-11 см). Обувь вышивали и украшали аппликацией. В непогоду носили полусапожки до середины икры из кожи.           "Одеть лицо". Это не преувеличение - такое понятие существовало. Появление на людях без косметики считалось очень неприличным, и о такой женщине, а особенно девушке, расходилась дурная слава.           Красились очень густо, придавая лицам полную кукольность и неподвижность. Лицо густо белили, губы ярко красили, глаза подводили очень сильно широкими жирными полосами разных цветов. Ресницы красили - белые в черный, а черные в белый. Щеки красили свекольной водой либо натирали свеклой. Мы просим вас не падать в обморок сразу, так как на игре мы не добиваемся полной "аутентичности". Но вооружиться светлой пудрой, помадой (яркой) и румянами придется. Девушек с короткими волосами убедительная просьба - на игре ходить в головных уборах с использованием платка, либо сделать себе накладную косу. |
|